Выгодна ли банку финансовая безграмотность клиента?

Финансовая безгамотность для банкаРазвитие банковской системы происходит семимильными шагами. Ежегодно появляется какая-либо новая «фишка». И в то же время растет число недовольных клиентов. Если просмотреть отзывы банковских клиентов на различных форумах, то может сложиться впечатление что «честных» банков практически не существует. Однако рассмотрев каждую отдельную ситуацию подробнее, можно выяснить, что в большинстве случаев виноват сам клиент. А виной стала его финансовая безграмотность. В народе принято считать, что банки как раз и зарабатывают на плохой осведомленности граждан. Так ли это в действительности? Выгодна ли банку финансовая безграмотность клиента?

Финансовая безграмотность: в чем проблема для клиента?

Человек, которого назвали финансово безграмотным, скорее всего, воспримет это как личную обиду. Как же, ведь он столько лет учился в школе, возможно, закончил какое-либо высшее учебное заведение, а тут ему заявляют, что он не грамотен. Однако быть безграмотным в финансовых вопросах может быть даже кандидат наук. Основной причиной этого может быть банальная невнимательность и пренебрежение правилами банка.

Большая часть спорных ситуаций возникает при наступлении момента первого платежа. Именно в этот момент клиент узнает обо всех нюансах договора, с которыми он не удосужился ознакомиться до заключения сделки. Любой юрист скажет, что договор нужно внимательно изучать до подписания.

И об этом сотни раз говорилось в разных телепрограммах, писалось в СМИ и в Интернете. Но таковы уж особенности нашего народа – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И люди продолжают подписывать кредитные договора, не читая, а потом возмущаются, что оказывается, банк-мошенник где-то в сноске указал о возможности изменения процентной ставки в одностороннем порядке либо о необходимости дополнительного платежа.

Другой спорный момент касается использования кредитных карт. Получив кредитку, большинство граждан относится к ней как к «бездонному» кошельку. Деньги снимаются постоянно, и при этом заемщик абсолютно не задается вопросами - «А на какую сумму начислится процент по кредиту?», «Какую абонентскую плату нужно заплатить за пользование картой?», «Какова банковская комиссия за снятие наличных?». Все эти нюансы следует уточнять у банковских сотрудников еще до начала использования кредитной карты.

Из двух предыдущих ситуаций плавно вытекает третья проблема – неплатежеспособность заемщика. При обращении в банк клиент не правильно рассчитал свои возможности и теперь не в состоянии выплатить кредит в полном объеме. И тут опять раздаются восклицания о том, как банк обманул доверчивого гражданина и теперь старается отобрать последнее.

Финансовая безграмотность: в чем проблема для банка?

Выдавая кредиты, банк рассчитывает на получение дохода. Ошибочно полагать, что свою прибыль банк получает за счет нерадивых клиентов. Изначально при выдаче кредита процентная ставка определяет уровень прибыльности сделки. Если клиент не выплачивает кредит, банк может потерять свои средства. Поэтому всеми доступными средствами кредитное учреждение стремится вернуть свое.

Большинству граждан, бравших кредиты, известно, что при малейшей просрочке очередного платежа начинают поступать звонки от банковских сотрудников с просьбой оплатить задолженность. Таким образом банк старается предотвратить появление «проблемного» кредита. Для совершения подобных звонков необходимо привлечение сотрудников, которые могли бы в это время выполнять более полезную работу. А ведь банк должен оплачивать их рабочее время. то есть выгода банка от таких звонков скорее минусовая.

Если кредит все же оказался невыплаченным, то банк вынужден обратиться в суд. И здесь выгода банка достаточно сомнительна – различные судебные издержки, потраченное время сотрудников и прочие нюансы вряд ли принесут большую выгоду. Тут уже действует принцип «не до прибыли, свое бы вернуть». Конечно, суд может наложить арест на имущество должника и передать его банку для перепродажи. Но затраты на организацию продажи и поиск подходящего покупателя могут свести к нулю всю предполагаемую выгоду. Поэтому большинство банков стараются избежать судебных тяжб и разрешить конфликт с клиентом мирным путем.

Выгодна ли банку финансовая безграмотность клиента?

Итак, резонно возникает вопрос «А так ли уж выгодна банку финансовая безграмотность клиента?». Если рассуждать как клиент, то неграмотный клиент выгоден для банка, поскольку на него можно навесить различные обязательства, пользуясь отсутствием у него необходимых знаний, а потом требовать их выполнения. Но...

Неграмотный заемщик создаст дополнительные проблемы в процессе возврата кредита. Что касается неграмотного вкладчика, то здесь еще сложнее - при малейших намеках на нестабильность рынка, он побежит снимать свои накопления. Поэтому любой банк старается донести до клиента максимально полную информацию, как посредством договора, так и посредством общения с кредитным консультантом.

Любой серьезный банк нацелен на долгосрочное сотрудничество с клиентами, поэтому финансовая грамотность клиентов является одним из наиболее важных факторов, как в вопросах обоюдовыгодного сотрудничества, так и в вопросе получения прибыли.