Как составить бизнес-план (на примере частного детского сада)

Бизнес-план – это программа деятельности предприятия. Существует несколько видов такой программы. Это зависит от таких критериев:

  • Тип предприятия: для действующего, для нового и для внедрения нового продукта в уже функционирующем.
  • Промежуток времени: краткосрочный (на год), среднесрочный (от 2х до 4х лет) и долгосрочный (больше 4 лет). Срок зависит от объёмов компании, вложенных средств и рентабельности.

Бизнес-планирование нужно как для руководителя (понимание цели и направления компании), так и для инвестора (привлечение средств, обоснование целесообразности финансовых вливаний).

Самым распространенным является бизнес-планирование для инвестора. Для удачного старта важен не только финансовый ресурс. Нужно доказать прогнозируемую рентабельность. Это и привлечение собственного ресурса, и профессионализм команды, и рыночная ниша, и стабильность потребительского рынка.

Бизнес-план

Из чего состоит бизнес-план?

При разработке бизнес-плана нужно учитывать сферу. Готового шаблона не существует. Рассмотрим существующий вариант схемы для малого бизнеса – открытие детского сада:

Описание проекта:

I. Актуальность идеи.

В этом блоке нужно сделать анализ сферы деятельности. Посчитать количество детей в предполагаемом месте функционирования детского сада. Количество уже существующих дошкольных учреждений и их наполняемость (сколько детей может принять).

II. Месторасположение учебного заведения, помещение.

Помещение можно взять в аренду или выкупить. Это влияет на подсчёт финансовых затрат и на срок рентабельности. Также нужно учесть состояние помещения: готовое или ремонт. Если ремонт, то косметический или капитальный. Стоит учесть, что есть разработанные государственные стандарты для помещений дошкольных образовательных учреждений – ГОСТы, которых нужно чётко придерживаться.

ІІІ.  Виды услуг.

Нужно определить, какие услуги будут предоставляться и, на каких условиях. Будет ли питание детей, стандартный или индивидуальный рацион, возможность оставлять ребёнка сверх нормы и в выходные дни, занятия по развивающим программам, оборудование для занятий, экскурсии и т.д.

ІV. Производительная деятельность (оборудование и кадры).

В этом блоке необходимо изложить, какое оборудование нужно (мебель, техника, посуда, текстиль и т.д.) С учётом всё тех же санитарно-гигиенических норм. Также кадровое обеспечение: сколько человек, какой квалификации, степень занятости и оплаты труда.

V. Законодательная база.

Данная сфера деятельности требует тщательного изучения вопроса с юридической стороны. Нужно изучить законодательную базу, на основе которой осуществляется функционирование дошкольных учебных заведений. Также полезной будет информация о контролирующих органах и разрешениях, которые нужно получить для открытия. В этом вопросе важен расчет времени от подготовки до запуска в эксплуатацию. Систему налогообложения и выбор формы регистрации предприятия можно выделить отдельной главой.

Финансовая оценка:

І. Потребность в финансировании.

Расчёт общей суммы финансирования проекта и доли инвестирования/кредитования в нём. Нужно учитывать всё: от подготовки к эксплуатации помещения до количества необходимых тарелок.

ІІ. Выплаты на погашение кредита.

Это разработка графика, в котором нужно взять во внимание, как тело кредита, так и его проценты. Учитывается и сумма, и срок.

ІІІ. Собственный ресурс.

     Ресурсы бывают нескольких типов:

  1. финансовый – какой поток автор проекта может вложить сам или привлечь со стороны (госбюджетное инвестирование, дотации). Это могут быть как деньги, так и оборудование, мебель – всё материальное;
  2. кадровый – кто может работать из знакомых и родственников. Их привлечение сэкономит время на подбор персонала, а также снизит риски неквалифицированности задействованных специалистов. Потребуется или нет дополнительное обучение. Воспитатель должен иметь педагогическое образование, а няней может поработать и соседка.

IV. Отчёт о доходах и прибыли.

Помесячный расчёт соотношения предполагаемого дохода и всех видов расходов (аренда, налоги, заработная плата, коммунальные услуги и т.д.)

V. Точка безубыточности.

Уровень доходов, который покроет все доходы – выход на финансовый ноль.

VI. Оценка общей эффективности проекта.

Это период окупаемости, чистая текущая стоимость и длительность функционирования бизнес – проекта.

Разработка бизнес-плана

Бизнес-план можно составить самостоятельно, с учётом своих знаний, а также получить консультацию профильных специалистов. Существуют готовые бизнес-планы. Их можно приобрести или заказать специалистам, которые профессионально занимаются их подготовкой.

Готовый бизнес-план – это инструкция с поэтапной подготовкой, открытием и функционированием предприятия. Все пункты детально разработаны с учётом финансового и юридического аспектов и возможных рисков. В таблице формата Exel вносятся предполагаемые затраты с учётом региона, а следовательно – и цен. Автоматически делается расчет расходов, доходов и чистой прибыли. Бизнес-планирование имеет решительное значение при открытии собственного дела. От его точности и реалистичности зависит исход начатого предприятия – убыток или расцвет.