Про бизнес
- Подробности
- Автор: Super User Super User
- Категория: Про бизнес Про бизнес
- Опубликовано: 06 июня 2015 06 июня 2015
- Просмотров: 2071 2071
Подбор персонала в малом бизнесе
Личный подбор персонала для небольшой компании является самым неблагодарным делом. Это занимает довольно много времени. Кроме того, довольно легко можно допустить ошибку – квалификация нанятого сотрудника оказывается хуже представленной во время собеседования.
В итоге возникают сложности связанные с переподготовкой и обучением сотрудника, что требует дополнительных временных затрат. В этой ситуации крупным компаниям гораздо проще. Как правило, такие организации имеют в своей структуре кадровцю службу занимающуюся подбором, наймом и увольнением сотрудников.
Кроме того, приём на работу в крупных компаниях осуществляется на конкурсной основе. Конкурс позволяет ещё на начальном этапе подобрать сотрудников с лучшей квалификацией. Однако на подбор персонала в малом бизнесе на начальном этапе его становления, как правило, времени не хватает, поскольку есть задачи, которые необходимо решать как можно быстрее.
Именно нехватка времени является причиной возникновения трудностей с персоналом.
В качестве наёмных работников не желательно использовать родственников или знакомых. Перевод личных отношений в бизнес в большинстве случаев приведёт их ухудшению. И вот причины этого.
Руководитель не может зависеть от персонала своей компании. Отдавать приказы знакомым или родственникам довольно трудно, а уволить без ухудшения отношений вообще невозможно. Также подобные сотрудники начинают часто отпрашиваться либо опаздывать. При этом их тяжело наказать за какие-либо оплошности.
Зарплата руководителя компании – это прибыль, а зарплата сотрудников – часть от доходов. Естественно, прибыль будет превышать заработную плату сотрудников, однако нанятые на работу друзья не хотят принять этого, а это, в свою очередь, приводит к обидам. Кроме того, ваши методы ведения бизнеса, получаемая прибыль и убытки будут обсуждаться далеко за пределами семьи или круга знакомых.
Все это обязательно приведёт к тому, что руководитель компании потеряет свою независимость.
Существует всего несколько методов подбора персонала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Самое широкое распространение получил метод подбора персонала через знакомых. Данный метод имеет несколько плюсов:
- при подборе работников не требуется вложения дополнительных средств;
- человек принимается на работу по рекомендации. От знакомых можно не только узнать о профессиональных, но и о личных качествах человека.
Данный вид поиска весьма популярен среди руководителей. В большинстве случаев через знакомых ищут руководящий персонал, например, руководителей подразделений или ответственных исполнителей.
Другой метод подбора персонала – через объявления. Данный метод можно использовать, если ограничено время, а требования к кандидату не высоки. В качестве площадок для объявления могут служить специализированные издания, интернет или обычные столбы и остановки.
Для поиска высококвалифицированных специалистов лучше всего обратиться в кадровое агентство. Плюсы данного метода:
- персонал подбирается по выдвигаемым вами требованиям;
- если по каким-либо объективным причинам специалист не подходит, кадровое агентство заменит его в оговорённые сроки (как правило, 3 месяца).
Главным минусом является то, что кадровое агентство за свои услуги берёт значительную плату, а это на этапе становления бизнеса не всем по карману.
При обращении в кадровое агентство следует как можно точнее сформулировать требования к кандидату. Это поможет найти сотрудника с наиболее подходящими качествами.
Рекомендации по рациональному управлению персоналом.
Не нанимайте работника из жалости. Если бизнес только начинает развиваться, для жалости нет места. Запомните: человека нуждающегося в помощи трудно не нанять, но уволить его гораздо труднее.
Количество сотрудников должно соответствовать количеству выполняемой работы. Не стоит нанимать большее количество работников, поскольку им нечем будет заняться, а заработную плату они будут получать в полном объёме.
Если необходимо, решительно и твёрдо увольняйте работников. В случае увольнения старайтесь не портить отношений с бывшими работниками.
Увольнять нужно быстро. Не стоит заставлять сотрудника отрабатывать положенные две недели. Человек понимает, что уже уволен и покинет рабочее место в нормальном состоянии. Кроме того, обиженный работник может нанести какой-либо урон, а компенсацию за это вы получить не сможете, поскольку для поиска доказательств не останется времени.
Обижать уволенного работника не стоит, даже если причиной увольнения является серьёзный проступок. К людям нужно всегда относиться по-человечески.
В работе следует пользоваться действующим трудовым кодексом. В случае возникновения спорных вопросов это сэкономит время.
Нанимайте сотрудников, которые вам действительно подходят.
Сотрудников следует в первую очередь воспринимать как специалистов и лишь потом как людей. Воспринимать сотрудников как друзей и товарищей следует вне работы. Для руководителя сотрудники должны быть в первую очередь хорошими специалистами и лишь потом хорошими людьми.
Труд должен достойно оплачиваться. Сотрудник не согласится выкладываться в полную силу при низкой оплате труда.
Не нанимайте на работу супругов либо близких родственников сотрудников. Увольнение одного из таких сотрудников повлечёт множество проблем. Кроме того при возникновении проблем в семье таких рабочих возникнут проблемы с несколькими сотрудниками.
Представляться новым сотрудникам следует по имени и отчеству. Данный подход очень дисциплинирует работников. Не следует допускать фамильярного обращения.
Руководитель и владелец компании не должен забывать, что его окружают подчинённые. Ни кто из работников не должен командовать боссом. Не следует заводить дружеские отношения на работе. К персоналу следует относиться хорошо либо нейтрально.
Не стремитесь сделать из компании одну большую семью. В случае если вашему сотруднику предложат более выгодные условия он, вероятнее всего, уволиться.