Производственный бизнес

В последние несколько месяцев, по крайней мере, в промышленных кругах регионов Сибирского федерального округа, весьма активно обсуждается тема состояния малого и среднего бизнеса в промышленности. Эксперты сходятся во мнении, что малый производственный бизнес должен стать движущей силой для технологического перевооружения «большой» промышленности, для разработки новой продукции, для повышения конкурентоспособности отрасли. И все бы ладно, но сами по себе малые предприятия, работающие в промышленном секторе, сталкиваются с проблемами, которые не могут быть решены только малым бизнесом, без содействия государства.

 

Какие это проблемы?

Первая и главная – традиционное российское несовершенство нормативно-правовой базы. Во-первых, нет законов, которые бы специально определяли и регламентировали именно производственный малый и средний бизнес, условия для работы таких предприятий. Согласитесь, они должны существенно отличаться от условий, скажем, для торговли. Во-вторых – существует проблема взаимодействия с проверяющими органами, остроту которой в некоторой степени сняли положения 294-ФЗ, но закон нуждается в дальнейшей доработке с тем, чтобы государственный надзор, в том числе и на промышленных производствах, носил консультативный, а не карающий характер. По крайней мере, в отношении МСБ.

Вторая проблема – финансовая, и ее надо рассматривать чрез призму существующего налогового законодательства. Производственное малое предприятие при получении финансирования более уязвимо, нежели его «коллеги» из других сфер деятельности, в частности торговли: оборачиваемость средств ниже, на первом этапе чаще всего нет сколько-нибудь значительной собственности для залога, а банки пока не очень охотно кредитуют такие структуры. Прибавим к этому и перекосы в налогообложении, в частности, в отношении фонда заработной платы. Получается, что изначально финансовое положение малого бизнеса в производственной отрасли не совсем радужное.

Третья проблема – объекты недвижимости для размещения производств. Практически во всех городах-миллионниках этот процесс сродни лотерее, и найти что-либо приемлемое, даже не в собственность, а в аренду, весьма непросто. Производственные парки, которые могли бы привлекать подобного рода предприятия, практически не строятся – в стране их единицы.

Четвертая проблема связана с недостаточно эффективным образованием, или отсутствием такового. Нет методических материалов по организации производственного процесса, отвечающих современным требованиям. Вузы в большинстве своем «не заточены» под выпуск специалиста, который мог бы руководить производственной деятельностью малого предприятия, самостоятельно принимая управленческие и технологические решения.

И, наконец, пятая – неразвитость субконтрактинга, системы кооперации малых предприятий производственной отрасли с крупными, хотя, казалось бы, никому не надо доказывать, что эффективно развиваться порознь они не могут. Основная претензия здесь – качество продукции от поставщиков из сферы МСБ. Но эта проблема целиком обусловлена четырьмя вышеназванными.

Где выход?

Первые шаги по устранению законодательных перекосов уже ведутся – создана и начала работу Комиссия по субконтрактации при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Обсуждается проект Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации», а также предложения о внесении изменений в федеральные законодательные акты, необходимых для обеспечения реализации единой промышленной политики. Будем надеяться, что законодатели проявят благоразумие в этом деле, и услышат предложения «изнутри» отрасли. Предпринимаются действия и в регионах по созданию региональных баз данных, открытию центров субконтрактации. Эта работа ведется сейчас и в Омской области.

В дальнейшем предстоит сформировать долгосрочные программы, возможно на уровне отдельных регионов: для банков – с целью налаживания кредитования на закупку оборудования, и для вузов – здесь главной задачей является подготовка специалистов с предпринимательскими навыками, умеющих руководить производственным процессом. Опять-таки на примере нашего региона могу констатировать, что готовность к диалогу есть и у финансистов, и у вузовского сообщества, но и те и другие готовы вести этот диалог не со всеми малыми предприятиями сразу, а с единым представителем их интересов – объективно такими представителями становятся региональные бизнес-объединения, имеющие поддержку значительной части предпринимателей – представителей промышленного комплекса.

Создание единой информационной базы промышленных предприятий и их технологических возможностей поможет эффективно использовать арендуемые площади крупных заводов, подбирать арендаторов по принципу кооперационных цепочек так, чтобы на единой площади формировались объединения, «завязанные» в единый цикл поставок. Таким образом, менее острой можно сделать проблему нехватки подходящих для производственного бизнеса площадей.

В конечном итоге, перед малым бизнесом в промышленности стоят те же проблемы, что и перед малым бизнесом вообще. Просто в промышленном секторе они ощущаются гораздо более остро. И, решив их на этом уровне, пусть даже частично, мы как минимум на две трети сможем «развязать» тот клубок проблем и противоречий, который сложился на сегодня в «большой» промышленности.