Развитие малого бизнеса

Развитие малого бизнеса

Понятие малого бизнеса вошло в жизнь россиян не так давно, ведь все помнят ещё СССР, где такая деятельность считалась преступлением. Такие предпосылки сказываются на нынешнем состоянии дел в малом бизнесе, который развивается только благодаря упорству и желанию индивидуальных предпринимателей, которые составляют около 3/4 всего бизнеса России.

Значение малого бизнеса

Малый бизнес в экономике большинства стран является своего рода показателем благосостояния граждан страны и развитости экономики. Именно этот сектор занят непосредственным обслуживанием и удовлетворением потребностей обыкновенных людей. Все магазины, салоны, предприятия по оказанию различных услуг, в своём большинстве, являются представителями малого бизнеса, а это значит, что его развитие и финансирования скажется на благосостоянии всех граждан без исключения.

Развитый малый бизнес в стране создаёт предпосылки для таких экономических явлений:

  1. Развитый малый бизнес способствует увеличению среднего класса в стране. А этот класс является основой общества, на который ориентирована вся экономика и её отрасли. Рост среднего класса в стране позволяет наращивать ВВП и даже улучшать демографическую ситуацию.
  2. Развитие малого бизнеса способствует росту уровня доходов населения. По статистике уровень доходов мелких предпринимателей выше, чем у наёмных работников. Поэтому заниматься малым бизнесом не только полезно в масштабах страны, но в личных интересах.
  3. Вследствие постоянной реструктуризации экономических отраслей, количество рабочих мест постоянно уменьшается, а развитие малого бизнеса способствует уменьшению уровня безработицы. Те, кто не смогли найти рабочие места на уже существующих предприятиях, могут заняться самоорганизацией и открыть свой личный бизнес, тем самым сократить количество безработных.
  4. Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, способны раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, не ограничивая себя в возможностях.
  5. Развитый малый бизнес способен оказывать влияние на политическую ситуацию в стране. Вследствие того, что предприниматели являются основой среднего класса страны, то они могут оказывать влияние на политические силы или даже формировать их. Посредством них средний класс может продвигать необходимые реформы в различных отраслях.
  6. Развитый малый бизнес способен быстро адаптироваться в рыночных условиях, а также вести инновационную деятельность. Эти черты позволяют странам не так остро реагировать на мировые кризисы и быстро принимать решения в сложных ситуациях.

Способы развитие малого бизнеса

В последние годы малый бизнес осваивает ниши, в которых он никогда не присутствовал и составляет достойную конкуренцию крупному бизнесу. Это явление очень позитивное, так как крупный бизнес склонен к монополии, а значит, способен функционировать не на благо общества, а на благо своим владельцам.

Однако вместе со всеми позитивными качествами малого бизнеса он имеет целый ряд сложностей:

  1. Малая доходность, так как крупный бизнес не позволяет малому развиваться в высокодоходных отраслях.
  2. Высокая интенсивность труда. Люди, занятые на государственной службе или трудящиеся в качестве наёмного персонала не привыкли к большой нагрузке на работе, так как работают в основном за оклад, а предприниматель должен быть очень активным, чтобы заработать свой доход.
  3. Большая конкуренция. По статистике большинство вновь открывшихся предприятий, не «доживают» до конца первого года цикла. Этот факт говорит о том, что многие переоценивают свои возможности, или попросту не выдерживают конкуренции.
  4. Ограниченность ресурсов и трудности в освоении технологий. Малому бизнесу трудно выделить деньги на модернизацию производства и установку нового оборудования. На это в большинстве способен крупный бизнес, так как он имеет очень большую прибыль, которой может распорядиться по разным направлениям.

Учитывая важность малого бизнеса в экономике стран, а также ряд его проблем, страны должны стремиться сделать самые благоприятные условия для его развития. Что касается России, то политика в отношении малого бизнеса должна заключать такие аспекты:

  1. Разработка государственных программ финансирования и поддержки малого бизнеса.
  2. Разработка законодательства, отражающего цели государства в отношении малого бизнеса.
  3. Взаимовыгодная деятельность органов власти и различных союзов и объединений предпринимателей, которые могут наладить диалог с целью выявления и решения проблем.
  4. Развитие государственных центров по поддержке предпринимателей.
  5. Малый бизнес – является отражением развитости общества страны и его экономики. Поэтому ему нужно уделять огромное внимание и создавать благоприятные условия.