ЦенообразованиеОдно из центральных мест в маркетинге занимает цена. Рассматривая ценовой комплекс маркетинга, мы говорим о цене, как составляющей маркетинга и имеющей очень важное значение. Рассматривать эту категорию нужно всесторонне и комплексно. Есть такие понятия, которые связаны с этой категорией, это ценовая политика, ценовые инструменты, ценовые стратегии, ценовые методы и другие категории.

Рассмотрение ценовой политики в маркетинге связаны со многими дисциплинами. Для того, чтобы понять механизм ценообразования и механизме принятия ценовых инструментов, необходимо вспомнить, что такое цена как таковая, каково её экономическое содержание, какие типы конкурентных рынков вы знаете и какие экономические отношения на этих рынках складываются, что такое спрос, что такое эластичность спроса. Необходимо знать экономические категории, которые позволяют определять затраты на производство продуктов.

 

Затратный подход, который необходим в ценообразовании базируется на экономических категориях цены, стоимости и себестоимости. В том, что цена формируется на основе себестоимости продукции вы должны убедиться математически, вспомнить порядок расчёта себестоимости и стоимости продукции. Установление окончательной цены продукта - это именно маркетинговый инструмент, который применяется в разных вариациях и зависит от отношений между покупателем и продавцом, какое качество товара, какие особенности сбыта этого товара и условия рынка, в части платежеспособности, в части системы распределения и других факторов, влияющих на ценообразование.

Если говорить о понятие цены, то существует несколько подходов к этому определению и одно из них традиционное выражение по К.Марксу, это денежное выражение стоимости, но если мы говорим о маркетинговом подходе. То нужно отметить. Что выражение стоимости в цене, как таковой может никогда не превратить товар в доступный для покупателя объект и цена никогда не станет ценой, если товар не востребован. Стоимость в цену, соответственно, тоже не превратиться.

Поэтому, это понятие, которое отражает затраты, вкладываемые в товар, не может быть принято в рыночном определении цены и не может рассматриваться в маркетинге как основное. Поэтому, второе определение цены – это количество денег, которое покупатель готов отдать за предлагаемый товар, а продавец согласен за это количество денег продать. Поэтому цена на рынке является элементов взаимоотношений между продавцом и покупателем, цена должна устраивать и производителя и покупателя. Важно помнить такие категории, как типы рынков и экономические взаимоотношения на рынках. Существует четыре вида рынков:

Чистый рынок:

  • Чистая конкуренция;
  • взаимодействие большого количества продавцов;
  • товары приблизительно с одинаковыми свойствами и характеристиками;
  • товары конкурируют друг с другом.

Особенность этого рынка в том, что цена, как правило, устанавливается на среднем уровне.

Прямо противоположным видом рынка, является рынок чистой монополии.

Монополия:

  • отсутствие конкуренции;
  • один производитель;
  • контроль производителем цены на товар.

Это товары или услуги чистых монополий, примером которым может служить жилищно-коммунальные услуги, частично транспортные услуги, товары, связанные с использованием природных ресурсов, оказание услуг, не предоставляемые другими производителями.

Регулирование цен на этом рынке осуществляется только при помощи государственной системы регулирования или антимонопольным законодательством.

Между двумя этими полюсами рынка существуют ещё две категории:

Олигополистический рынок:

  • контроль рынка производства товаров несколькими производителями;
  • деление рынка на зоны и производство товаров примерно с одинаковыми характеристиками.

Монополисты такого типа рынка (как правило 5-7 фирм) стараются не пускать в зону своего технологического взаимодействия мелких производителей и устанавливают свои границы регулирования цен.

И четвёртый тип:

Рынок монополистической конкуренции:

  • крупный производитель имеет возможность переключаться с производства одного типа товара на производство другого;
  • цены существенно зависят от затрат технологических особенностей, условий добычи и пр.

Рассмотрев основные типы рынков, вы теперь должны понять, что установление цены будет напрямую зависеть от типа рынка, на котором работает ваше предприятие. Это является определяющим моментом, который будет формировать всю политику предприятия на рынке. Не зависимо от качества продукции и желания получать определённую прибыль, если мы работаем на рынке определённого типа конкуренции, мы должны подчиняться тем законам, которые действуют на этом рынке.