Малый бизнесКризисное состояние экономики порождает неуверенность отечественных предпринимателей в эффективности собственных усилий. Однако частный случай в общей картине развития малого бизнеса не должен убивать хозяйственную активность. Объективные законы экономики берут свое в любых национальных системах.

Сродни европейским

Исследователи часто обращаются истории становления малых предприятий и их роли в экономическом развитии США и Германии – локомотивов мирового и европейского рынков. Причем Германию отмечают как страну с большей эффективностью малых предприятий, чем в США или Японии. Они дают почти половину национального дохода и более 60% рабочих мест.

Процесс возникновения и распада малых предприятий идет повсюду. И это воспринимают как должное. В той же Германии 40% распавшихся предприятий просуществовали менее пяти лет. Причины банкротства аналогичны везде: неудачный сбыт и недостаточная компетентность. Правда на западе более крупные фирмы чаще поглощают малые предприятия и последние вырастают до больших размеров. Но создают фирмы в большем количестве, чем ликвидируют: абсолютное число неуклонно растет.

Характерны и общие модели развития для малого бизнеса: либо сохранение достигнутых масштабов деятельности, либо их медленное расширение, либо энергичное развитие до более крупных. В Германии половина предпринимателей не планирует расширения, более трети рассчитывают на устойчивый рост, каждый 10-й ориентирован на быстрый выход на новую продукцию и рынки. Особенностью, пока мало доступной отечественным бизнесменам, можно считать только рост кооперативных связей между малыми предприятиями: экономия за счет масштабов и исследований, разделение рисков. Государственные институты там прямо способствуют переходу от преимуществ специализации к достоинствам кооперации.

Не кризис единый

Предкризисное состояние – норма обыденной работы малого бизнеса, которая и дает опыт эффективной экономической адаптации. Крупный бизнес менее поворотлив, он с трудом приспосабливается к изменениям рыночной конъюнктуры.

Определены и сферы в экономике, где просто обязан господствовать малый бизнес: услуги, торговля и посредническая деятельность.

Общее отставание отечественных показателей развития малого бизнеса от европейских и американских вызвано не различающими принципами, а культурными традициями. Отечественные крупные предприятия обеспечивают работой половину занятых, средние – еще почти четверть. Малые предприятия неравномерно распространены по территории страны.

В новом столетии малые предприятия вполне доказали свою эффективность: они превосходили по численности средние, в 2-3 раза уступая им по количеству трудозанятых. То, что крупные предприятия существенно превосходили всех по «выручке на 1 занятого», тоже имеет традиционное объяснение: монополисты или держатели крупных долей рынка закрепились в наиболее выгодных сферах и имели поддержку сложившегося административно-властного ресурса.

Странно отличимые

Отличие отечественного малого бизнеса от западного обусловлено историческими особенностями его развития и заключается в ряде характеристик.

Прежде всего, эксперты выделяют недостаточную специализацию с ее высокой производительностью труда, невозможность однопродуктовой модели, выпуск нескольких видов продукции.

Во-вторых, опрометчивая ставка на максимальную самостоятельность: за рубежом больше распространен субподряд и франчайзинг.

В-третьих, низкая технологическая и техническая оснащенность наряду со стремлением реализовать инновационный потенциал.

В-четвертых, сочетание высокой квалификации кадров и низкой управленческой культуры.

И наконец, неразвитые самоорганизация, инфраструктура поддержки, систем информации, консультирования и обучения.

Однако становление малого бизнеса как самостоятельного сектора экономики идет. И новая парадигма его развития включает устойчивую хозяйственную кооперацию разноуровневых бизнесов и государственную поддержку на всех ступенях административной вертикали.