Сущность рекламы в наши дни

Сущность рекламы

В советские годы в нашей стране было принято считать, что реклама в западных странах действует по законам этакого дикого рынка: она, мол, любыми средствами заставляет покупателя поверить, что только товар этой (рекламируемой) марки наиболее качественный, необычный и экстраординарный, тогда как на самом деле она продвигает самый заурядный продукт, ничем особенным не выделяющийся.

В какой-то мере так оно и было, но ко второй половине ХХ века реклама уже меняла свои принципы. Советские граждане получали от органов пропаганды довольно устаревшую информацию о рекламе – такой она была разве что в начале века. Впрочем, это касалось не только рекламы.

В нынешнюю постиндустриальную эпоху такой примитивной концепцией рекламы покупателя уже не заманишь. Абсолютно все (кроме, наверное, самых умственно отсталых или живущих вдали от цивилизации) знают, продукцию какого качества производит та или иная компания; товары одного и того же класса в целом одинаковы по параметрам у основной массы производителей. Поэтому рекламодателям сложнее бороться за души и сердца потребителей – публика уже «прошаренная».

Поэтому сама реклама в наше время строится по иным принципам, нежели та, что создавалась раньше. Конечно, если это хорошая реклама. Если говорить о традиционных видах рекламы, не затрагивая «скрытую», то базовая задача нынешней рекламы – психологически расположить публику к тому или иному бренду.

Бренд в современном понимании – это что-то вроде мема (ментальной единицы, минимального элемента мышления): образ или слово, с которым связан целый комплекс ассоциаций. В «реальной» жизни у бренда, само собой, есть владелец – руководитель компании. И его задача – создать у покупателя уверенность, что компания всячески способствует его благополучию и действует с лучшими намерениями. Ибо нынешняя публика покупает не там, где товар «круче» (ведь он везде одинаковый), а там, где продавцы ему улыбаются, вежливо обращаются, помогают упаковать вещь – и так далее.

В этом плане само по себе оформление торговой точки (интерьер, цветовая гамма, внешний вид сотрудников, их поведение) является полноправным видом рекламы. В таком магазине приятно просто находиться, сюда хочется вернуться ещё...

Дополнительный «пряник» для клиента – всевозможные распродажи, подарки, сувениры, конкурсы. Сама табличка с надписью «Распродажа» заводит покупателя; но не стоит думать, что компания теряет прибыль, снижая цену: накрутка по сравнению с себестоимостью товара очень большая, и даже во время распродажи магазин получает прибыль. Другими словами, распродажи запланированы заранее, ещё в момент образования фирмы.

Но у покупателя есть ещё одно свойство: несмотря на откровенно потребительский менталитет, он ещё иногда задумывается о каких-то серьёзных, глобальных проблемах: Борьба со спидом; Голодающие африканские дети; Люди, страдающие тяжёлыми инфекционными заболеваниями; Глобальное потепление; Гибель животных, занесённых в Красную Книгу... И компании это уже давно используют. Публику убеждают, что часть вырученных средств идёт на те или иные благие цели, вносится в какой-нибудь фонд, передаётся известной больнице и т. д. Компания может как действительно заниматься благотворительностью, так и просто писать о ней в рекламном сообщении – деньги наверняка пойдут на другие нужды.

Считается, что такая реклама имеет «расширенный функционал» - служит не только для продвижения товара, но и является познавательным, воспитательным и развлекательным средством. В конечном итоге реклама становится полноценным видом искусства, в той или иной степени оторванным от меркантильных интересов (как и всякое искусство вообще). Но это утверждение – тоже реклама.