Семь правил мерчендайзинга

Выкладка товара

Мерчандайзинг, основой которого являются правильно разложенные товары в магазине, базируется на психологическом восприятии людей. Именно эффективное использование определённых особенностей психики и позволяет торговым сетям получать максимальную прибыль. Существует семь основных правил мерчандайзинга. Используются они в комплексе и обеспечивают высокую продажу товаров широкого потребления.

1. Концентрация. В данном случае продаваемый ассортимент располагается не как попало, а всё находится рядом и в строго отведённых местах.

2 Единство. Вся продаваемая товарная продукция, имеющая одно назначение, должна находиться в одном месте торгового зала, а не в разных его концах.

3. Вид и положение. Если товары разных категорий находятся рядом друг с другом, то между ними должна быть чётко обозначена граница. Когда товар разложен в соответствии с ассортиментом и при этом максимально используется ограниченное пространство на полках, то создаётся впечатление законченности и целостности системы. Это чрезвычайно позитивно воздействует на покупателей. А вот беспорядочно лежащие товары вызывают у людей чувство отторжения.

Выкладка марок товаров4. Блоки. Товары, имеющие одну торговую марку, выкладываются на полки одним блоком. Их нельзя разбавлять товарами других производителей. При этом следует учитывать, что блоки, расположенные горизонтально, гораздо менее эффективны по-сравнению с вертикальными.

5. Зрительное восприятие. Разложенный товар или фейсинг должен на полке занимать расстояние не менее 50 см. В то же время достаточно длинный фейсинг заметно снижает концентрацию внимания покупателей. Тут следует исходить из доли определённого товара в общем количестве продаж. Если его показатель составляет, к примеру, 25%, то продаваемый продукт должен занимать не более 25% от общей длины имеющихся торговых площадей.

6. Оптимальная выкладка товара. Нет единого правила по выкладке разных товаров. Каждый из них раскладывается в соответствии со своей спецификой. К примеру, возьмём сковородки. Их дно всегда должно быть повёрнуто к покупателю. В этом случае хорошо заметны технологические особенности разных моделей. А вот йогурты хорошо воспринимаются, когда на них смотрят сверху. Поэтому они должны стоять на нижней полке.

Те товары, которые хорошо раскупаются, нельзя смешивать с продукцией медленной реализации. Это очень важное правило, и если его игнорировать, то можно значительно замедлить реализацию ходовой продукции. А вот товары, которые в данный момент рекламируются, должны стоять на самом видном месте. Есть также продукция, которую люди покупают чисто импульсивно. Её нужно всегда размещать рядом с товарами, пользующимися высоким спросом.

Оптимальный вариант, когда предлагаемый товар находится прямо перед глазами покупателей. Давно доказано, что если поднять какой-либо товар с пола на уровень глаз, то количество его продаж возрастёт на 60%. На полке же самым удачным местом является середина или край. И обязательно нужно учитывать, что глаза человека всегда скользят слева направо. Поэтому более дорогая продукция всегда должна размещаться справа. Внизу нужно ставить ту продукцию, которая покупается осознанно. Например, литровые бутылки с пивом. Данный товар специфический, и покупатель не сочтёт за труд лишний раз наклониться.

Всю предлагаемую продукцию следует расставлять свободно, чтобы человек мог что-то взять, рассмотреть и поставить на место. При этом он не должен бояться что-то уронить или разбить. Поэтому не нужно сооружать на полках красивые горки. Они принесут больше вреда, чем пользы.

7. Пустое место. Вся торговая площадь должна быть заставлена товаром. Пустые полки исключаются. Их просто не должно быть.

И в заключении следует сказать о ценах. Все ценники просто обязаны соответствовать той стоимости, которая пробивается на кассе. Нельзя допускать, чтобы на полке была указана одна цена, а в товарном чеке стояла совсем другая. У покупателей это вызывает чувство возмущения и раздражения, а репутация торговой сети заметно снижается.