Радуга в организации

Радуга в организацииУ разных людей, в определенных системах существуют различные картины мира (парадигмы мышления). Каждая из них строит свои взгляды на мир. И понимание того, какую парадигму использует организация, определяет какие методы коммуникации, и способы принятия решений в ней приживутся. О влиянии парадигм мышления на структуру компаний в креативном пространстве рассказал Валерий Пекар, автор книги "Разноцветный менеджмент" и президент компании «Евроиндекс».

Концепция спиральной динамики предполагает существование нескольких парадигм мышления, каждая из которых условно обозначается отдельным цветом. Если рассматривать компании с точки зрения этого подхода, то можно получить следующую классификацию.

«Фиолетовое племя»

Сегодня это довольно редкий случай. Это может быть маленькая фирма или семейный бизнес, где авторитет - не самый компетентный человек со знаниями и опытом, а старший в семье. Этакий «вождь», который всех ведет за собой и оберегает.

«Красный клан»

Во главе такой организации всегда стоит строгий и требовательный лидер, который может принимать решения единолично. Это наиболее распространенный тип организации, особенно среди маленьких компаний. Сюда же можно отнести политические формации в неразвитых странах. Все, что ожидают от работников в такой структуре - это покорность и результаты.

«Синяя бюрократия»

Такая организация отличается своими бюрократическими качествами: инструкции, отчеты, задокументированные бизнес-процессы и тому подобное. В отличие от «красной» компании, здесь действуют четкие правила, существует иерархия полномочий и стабильность. Для сотрудника такой организации наиболее заметным результатом его деятельности будут нематериальные поощрения или наказания.

«Оранжевая корпорация»

Яркий пример - современные международные компании. Главная их особенность - ориентированность на результат, личностное развитие работников и здоровая конкуренция. В отличие от «синей» организации, «оранжевые» имеют гибкую структуру управления. А принятие решений происходит в зависимости от конкретных задач в проектных командах.

«Зеленое братство»

Здесь нет главного или подчиненных, в организации царит дружеская атмосфера. Основной принцип: «все со всеми». Полная гармония в отношениях и отсутствие амбиций у членов команды в итоге дают хорошие результаты. Такие организации можно заметить среди неформальных обществ, деловых клубов и профессиональных ассоциаций.

«Желтая сеть»

Такие организации вообще не имеют формальной структуры, поэтому увидеть их можно очень редко. В них каждый может переходить из одного проекта в другой, а статус работника является изменчивым. Мотивация для «желтого» сотрудника основывается на ценностях свободы и компетентности. Это люди, которые могут изменить мир.

Так же, как в одном человеке могут сосуществовать несколько парадигм, так и организация может иметь свой «спектр».

«Цвет» компании определяется этапом жизненного цикла, на котором она в данное время находится. Кроме того, крупная организация часто имеет подразделения разных цветов. Причем чем крупнее организация, тем шире ее «спектр». И от того, насколько грамотно размещены работники определенного цвета на «корпоративной палитре», зависит успех компании.

Важно понимать, какой человек возглавляет тот или иной подразделение, и какая у него команда. Неверно подобранный «спектр» может привести к «корпоративному аду». Например, если в компании будет «синий» отдел маркетинга, «оранжевая» бухгалтерия и «зеленая» служба безопасности - гарантированные проблемы с финансовыми результатами и внутренней атмосферой. Лучший вариант распределения «цветов» выглядит так:

  • «красно-оранжевый» отдел продаж;
  • «синяя» бухгалтерия, логистика и производство;
  • «оранжевый» отдел маркетинга;
  • «зеленый» HR.

Опытный руководитель сознательно выбирает работников разного цвета, чтобы создать гармоничную организацию. С помощью такого подхода можно реализовывать желаемые изменения в компании, «вводя» людей нужного цвета в тот или иной департамент.