Проникновение в подсознание сотрудника

Ключ к подсознаниюКак проникнуть в подсознание сотрудника и эффективно взаимодействовать с ним?

Человек, существо общественное, сознание и подсознание которого, взаимодействуют между собою элементами осознанного и неосознанного.

Он живет и работает в определенной среде обитания (общество, коллектив, компания), имеет способность к саморазвитию и влиянию на других. Управляемость любым человеком осуществляется через образы его прошлой жизни, через образы, созданные собственными воображением и через образы, которые хранятся в его подсознании. Сознание человека взаимодействует с подсознанием и окружающей средой через зрение, слух и ощущения (мышечные, обоняние, вкус).

Всех людей можно определить в три группы:

  1. Людей мыслящих, большей частью, образами – визуалистов.
  2. Мыслящих, главным образом, словами – аудиалистов.
  3. Мыслящих, преимущественно, ощущениями - кинестетиков.

При общении между собой, люди слышат друг друга с ошибками, если преимущественные виды их мышления не совпадают. Если такие виды мышления совпадают, то собеседники, очень быстро вступают в доверительные связи на уровне подсознания. Преимущественный вид мышления у людей виден по тому, как они употребляют в разговоре прилагательные, глаголы, наречия, а так же по движению глаз и другим особенностям.

Если в разговоре человека часто звучат слова видение, мелькать, темный, светлый, отчетливо, фокус в различных интерпретациях, то его можно отнести к типу визуалистов. Если же в разговоре человека часто звучат слова громкий, кричать, слышать, настраивать, согласовывать, звучать, тихий в различных интерпретациях, то его можно отнести к типу аудиалистов.

При частом проскакивании в разговоре человека слов хватать, дотрагиваться, теплый, вкусный, тяжелый, горький, пресный, пробовать в различных интерпретациях, его можно отнести к типу кинестетиков. Иногда, в разговоре человека можно слышать слова знать, воспринимать, думать, верить, изменчивый, уважительный в различных их интерпретациях. В этом случае человека можно отнести к нейтральному типу.

При отработке информации, человек, как правило, совершает движения глазами: если вверх, но предварительно влево, прямо, вправо – то это визуалист; если в левый или правый бок, а также вниз и влево – то это аудиалист; если вниз и далее прямо или направо – то это кинестетик.

Внешний вид человека с характерными признаками, также определяет соответствующую категорию. Визуалисты имеют расправленные плечи, сохраняют дистанцию в общении, фразы начинают со слов «ты», «вы». Имеют быстрый и громкий говорок с множеством многозначительных пауз. Любят все оценивать, но недостатки к себе не относят. В ходе конфликта выступают обвинителями.

Аудиалисты - люди малоподвижные, с ограниченной жестикуляцией. При разговоре - в глаза не смотрят, а направляют взгляд в лоб партнера. Речь однотонна. У них часто проскакивают слова «те», «тот». Местоимение «я» применяют редко. Ответственность на себя стараются не брать.

Кинестетики имеют шею и плечи, показывающие устремленность вперед. Стараются держаться поближе к партнеру (нарушают границу личной зоны) и любят касаться его руками, удерживать руку собеседника в своей руке. Злоупотребляют словом «я». Находясь в конфликтных ситуациях, имеют склонность к частым извинениям.

Умение руководителя слышать нужные слова, наблюдать направленность взгляда и видеть отдельные признаки собеседника в разговоре, дает ему возможность наладить нормальный контакт на уровне бессознательного, благоприятствует направлению усилий (энергии) собеседника в необходимое русло.

Как распознать способ обработки информации собеседником, если смотреть ему в лицо (у левши все будет зеркально противоположно)? По движению глаз человека, при разговоре с ним, можно увидеть, как он относится (реагирует) к конкретной текущей информации. Человек, направляющий взгляд вверх и далее: направо – конструирует образы визуально; прямо – вспоминает образы визуально; налево - вспоминает образы визуально. Человек, смотрящий только прямо вперед – представляет визуальные образы, «навязанные» окружением или извлекающиеся из памяти.

Человек, направляющий взгляд (по центру) в левую сторону – вспоминает аудиальные образы; в правую сторону – конструирует аудиальные образы. Человек, направляющий взгляд вниз и далее: налево – представляет аудиальные образы и ведет внутренний диалог; прямо – испытывает кинестетические представления; направо – переживает эмоции и телесные ощущения.

Человек, получивший информацию (вопрос) совершает три последовательных этапа: ищет информацию в памяти (используя соответственно присущую ему систему представлений); направляет найденную информацию своему сознанию (используя присущую ему систему представлений); оценивает необходимость такой информации сознанием (используя присущую ему систему взглядов и представлений).

На каждом этапе обработке им информации действует своя система представлений, которая наблюдаема по движениям его глаз. Нужно предполагать при этом, что в серии трех движений, первое обычно свидетельствует о «выуживании», второе – о представлении, а третье – об оценке информации.

Движения глаз происходят довольно быстро и чтобы отметить их - нужна своеобразная тренировка. Иногда движения глаз сочетаются с другими индивидуальными телодвижениями, говорящими об истинном отношении человека к проблеме и образам (глаза ушли влево, но зрачки сузились – проявляется неприятное словесное (аудиальное) воспоминание о предмете разговора).

Эти этапы прослеживаются и в словах человека – в последовательности конкретных высказываний, которые звучат в единой фразе. Например: «когда же мы сознательно настроимся (поиск аудиальный) на эти вопросы, то можем увидеть (репрезентация визуальная), что найти решение их будет очень тяжело (оценка кинестетическая)». Чтобы иметь наибольшее количество пользы от конкретного контакта, нужно уметь: определять ход мыслей собеседника по его некоторым внешним признакам; постигать состояние его эмоций; различать правдивость и обман его высказываний; незримо вводить в его сознание и подсознание, нужные идеи. Для лучшего понимания мыслительных, эмоциональных и оценочных откликов партнера, нужно сделать его «калибровку».

Она осуществляется путем введения в тело беседы простых вопросов (которые не вызывают беспокойства), ответы на которые вам известны, но главное тут – это точно уловить всевозможные несловесные (телесные) реагирования на них. Для определения моментов «согласия и несогласия» задают вопросы, на которые даются однозначные («да» или «нет») ответы, и в это время замечаются различия в том, как опрашиваемые реагируют на них.

Нужно уловить тот момент, когда вам до словесного ответа оппонента будет понятен его ответ, исходя из телесных реагирований. Чтобы увидеть эмоциональные реакции собеседника, нужно подбирать вопросы (людей) для обсуждения, которые приятны и не очень приятны оппоненту.

С целью калибровки взгляда человека (движения глаз), нужно задавать ему не сложные тестирующие вопросы, которые касаются то визуальной («как выглядит...»), то аудиальной («как звучит...»), то кинестетической («как ощущается»...) систем его внутренних представлений. Чтобы разобраться в том, что человек говорит о реалиях, или, когда информацию он сочиняет - используют такие вопросы, которые касаются явного воспоминания («какая прическа у друга?») и развития фантастических образов («как выглядит ваш лидер?»).

После удачной калибровки можно понять глубинный мир подсознания собеседника и воздействовать (заполнить) на него собственными идеями. Слова, услышанные человеком, воздействуют на него благодаря тем создаваемым образам, которые сформированы в этот момент в его сознании.

Нужно для этого подстроиться к оппоненту через синхронность жестов, речи, и активно этим пользоваться. Слова нужно произносить с той же интонацией и с тем же оттенком голоса, которым пользуется собеседник. Смысл их в это время не очень важен, а ритм речи должен выравниваться и подгоняться под частоту дыхания человека.

Для наполнения подсознания оппонента нужными мыслями и идеями, следует акцентировать его внимание, используя все приоритетные слова для описания переживаемого сейчас момента. Произнося слова для переходов (итак, если, следовательно), нужно навязывать ему и желаемые представления (смысл слов очень важен), которые окажутся, как бы, «своими» и очень убедительными.

В целом, схема внедрения в сознание и подсознание собеседника необходимой информации представляется такой: настроечные слова, жесты, речь, предложения, следом переходное слово или фраза и далее – фраза специально намеченного направления. В это время, необходимо чутко улавливать внутреннее состояние человека, по движениям его глаз (вначале выявляя эффективность воздействия предыдущих слов), употребляя такие же слова и используя построение фраз, которыми пользуется он. Главное, быть внимательным, своевременно замечать возникающие реакции на слова, движения, жесты и корректируя свою деятельность, вести разговор, пока у собеседника не сформируются необходимые взгляды, понятия, согласия.

Умения руководителя влиять на сознание и подсознание своих сотрудников, дают возможность переходить к новому уровню отношений, производства и требуют в этом очень серьезного и ответственного подхода. Подготовка к такому влиянию на людей должна быть целенаправленной, внимательной и соответствовать правилу «не навреди».