Посчитаем, дорогой?

РАспределяем семейный бюджетСтоль щепетильная тема нередко создает напряженную атмосферу в семье, порождая споры и беспочвенные подозрения. Как же решить острые вопросы, не допуская накала страстей?

Распределение денежных средств подчас становится настоящим камнем преткновения для гармонизации семейных отношений. Зачастую связанные с ним аспекты обсуждаются довольно бурно, сопровождаясь всплеском далеко не позитивных эмоций. Что характерно, это происходит не только между бедствующими супругами, но и в среде достаточно зажиточных семей.

Специалисты по психологии давно выяснили, что начало любого разговора, касающегося финансов, влечет за собой осмысление соотношения насущных потребностей и реальных возможностей, а также вопросов главенства в отношениях и степени доверия к партнеру. Человека начинают терзать мысли: какие из важных вещей приобрести вполне под силу, а в чем приходится себе отказывать? Должен ли он вести отчетность за потраченные средства перед кем-либо? И как относиться к тратам спутника жизни – действительно ли рационально тот подходит к расходам?

По поводу одной и той же ситуации у каждого из супругов возникает собственная точка зрения. Так, один партнер может придерживаться мнения о том, что нет ничего зазорного в том, чтобы целиком направлять заработанные средства в общий семейный бюджет, а впоследствии обговаривать с супругом все затраты. Другой же способен расценивать подобный шаг как действие, ограничивающее его права и наносящее удар по свободе личности. Кто-то видит в дорогостоящих презентах проявление заботы и любви, а кто-то, наоборот, считает их намеком на низкий достаток. Поэтому и нужно подходить к обсуждению денежной темы с особым тактом.

Совместно или раздельно?

В первую очередь следует определиться с тем, какой вид ведения бюджета наиболее оптимален конкретно для вашей семьи.

- Раздельный тип бюджета – предполагает хранение заработной платы у каждого из партнеров, ее получающих. Иными словами, каждый остается при своем доходе. Как правило, супруги намечают области, за которые будут ответственными: если один оплачивает жилье, то другой занимается приобретением продуктов питания.

Данный вид распределения средств подходит для независимых, склонных к принятию самостоятельных решений, личностей, когда партнеры имеют примерно одинаковый уровень заработка, но ощутимо отличающиеся привычки к тратам. Если пары не приходят к консенсусу в вопросах экономии, им стоит опробовать данный метод.

Тем же семьям, в которых трудится лишь один из супругов (второй не имеет работы либо пребывает в отпуске по уходу за детьми), такой вариант практиковать не стоит. Нежелателен он и в случаях отягченной психологической обстановки, когда разделение бюджета вызывает какие-то подозрения и может трактоваться как акт недоверия к партнеру.

К каким трудностям следует быть готовыми? При наличии разнящихся уровней заработка целесообразно определять зоны ответственности не одинаковыми по объему, а сообразными с принципом справедливости. Иначе партнер, получающий меньший доход, попадет в затруднительное финансовое положение.

- Долевой тип бюджета – подразумевает выделение каждым супругом определенной доли собственного дохода на совместные нужды и ведение быта. Остальное оставляется при себе.

Поскольку данный тип отличается гибкостью из-за отсутствия обязательного равенства объединяемых долей (а значит, «взносы» разумно соотносятся с размерами зарплат), он подойдет для пар, умеющих находить компромисс.

Потенциальным затруднением может явиться факт, когда один из партнеров считает отношение супруга к общей части бюджета недостаточно серьезным. В связи с этим логично начать учет всех совместных затрат, чтобы выявить «слабые места» в области расходования средств.

- Общий тип бюджета – наиболее распространенный вид, при котором все получаемые семьей доходы оправляются в «общий котел».

Этот вариант больше всего подходит для пар, в которых царит доверие, а партнеры не нуждаются в финансовой независимости.

Сложности связаны с двумя обстоятельствами:

  1. В таком случае нелегко преподносить презенты, так как на них будут потрачены, в том числе, и деньги самого «адресата»;
  2. При наличии разных привычек к тратам возможно появление ссор.

Воплощение планов

Как правильно построить серьезный разговор с партнером о денежных вопросах?

  • Первостепенным шагом будет выбор наиболее подходящего дня. Необходимо, чтобы оба супруга были хотя бы на время избавлены от груза забот, чувствовали себя довольно расслабленно и имели хорошее настроение. Если же заметна раздражительность или склонность к игнорированию проблем, предпочтительнее отложить беседу до лучших времен;
  • важно заблаговременно расставить приоритеты: определитесь, чего конкретно вы хотите добиться от разговора. Быть может, подвести итоги финансовых затрат? Или обговорить грядущие расходы? Внести предложение о весомом приобретении, или же обсудить возможность перераспределения семейного бюджета? Если цель не конкретизирована, то и полноценного результата от беседы, скорее всего, не получится;
  • нужно иметь четкие планы: на что именно будут тратиться средства, и какие покупки можно себе позволять. Поэтому следует просчитать суммы, обычно затрачиваемые на продукты, оплату коммунальных услуг и бытовые нужды. Если цены постоянно варьируются, периодически производите перерасчеты. В случае ведения раздельного бюджета стоит обращать внимание на траты супруги, чтобы сравнивать их со своими и оценивать рациональность покупок;
  • при невозможности установления соглашения о распоряжении общей частью бюджета, можно добиться консенсуса опытным путем. К примеру, один месяц семейными средствами будет заведовать муж, а следующий – жена. А после поэкспериментируйте, управляя ими вдвоем. На протяжении всего периода четко фиксируйте все поступления и расходы;
  • если процесс планирования затрат доставляет семейной паре проблемы, то рекомендуется опробовать так называемый метод конвертов. Его смысл таков: отделять средства на специальные цели: пищу, оплату жилья, покупку одежды, оздоровление, проведение отпуска и досуговую деятельность. Имеет смысл задуматься о конверте «на черный день» - для непредвиденных случаев. Такие действия научат вас подходить к тратам внимательнее, выявив и те области, на которые уходит излишне много денег, и те, на которые традиционно не хватает средств.